Урок №
дата: 5.10.17г.
математика 6 класс
Тема:Масштаб.
Цели: ввести понятие масштаба; учить
читать масштаб; решать задачи, связанные с понятием масштаба.
Задачи,
связанные с понятием масштаба, показывают одно из практических применений
понятия отношения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выразите в километрах:
а) 32 000 000 см; б) 600 000 см; в)
32 000 см; г) 5 000 000 см.
— Что нужно сделать, чтобы выразить
данные величины в км? (Так как 1 км = 100 000 см, то нужно разделить на 100
000.)
2. Выразите в метрах:
а) 32 000 000 см; б) 600 000 см; в)
32 000 см; г) 5 000 000 см.
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Решить уравнение:
2. На изготовление 14 деталей
расходуется 16,8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27
таких деталей?
2 карточка
1. Решить уравнение:
2. Для перевозки угля автомашине
грузоподъемностью 6 т надо сделать 10 рейсов. Сколько придется сделать рейсов
автомашине, грузоподъемность которой на 2 т меньше, чтобы перевезти этот груз?
IV. Сообщение темы
урока
— Сегодня мы познакомимся с
масштабом. Именно понятие масштаба показывает нам практическое применение
отношений.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Составьте отношения: а) 1 см к
4000 м; б) 1 см к 120 м; в) 1 см к 10 000 км; г) 1 см к 25 см.
— Что нужно сначала сделать?
(Перевести в одинаковые единицы измерения.)
— Давайте все величины запишем в
сантиметрах.
Решение:
а) 1 : 400 000; б) 1 : 12 000; в) 1
: 1 000 000 000; г) 1 : 25.
— Мы с вами знаем, что участки
земной поверхности, детали машин и многое другое изображают на бумаге в
уменьшенном виде.
— Если на карте, плане или чертеже
встретите такие отношения, то это масштаб карты, плана или чертежа.
2. Работа над новой темой.
Определение. Отношение
длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют
масштабом карты. Аналогично можно сказать о чертеже или плане.
Масштаб — желз размерный или мерило,
мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из
толкового словаря В. И. Даля.)
— Объясните, что обозначают данные
масштабы.
Задание: а) проговаривает учитель,
дальше учащиеся объясняют по нескольку раз один и тот же масштаб.
Ответ:
а) Если масштаб карты 1 : 400 000,
то на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 400 000 раз. На такой карте
расстояние, равное 4 км, будет изображаться отрезком в 1 см.
Масштаб карты
Говорят, что карта сделана в масштабе одна
четырехсоттысячная.
б) Если масштаб карты 1 : 12 000, то
на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 12 000 раз. На такой карте
расстояние, равное 120 м, будет изображаться отрезком в 1 см.
Масштаб карты
Говорят, что карта сделана в масштабе одна
двенадцатитысячная.
3. Работа с учебником.
— Самостоятельно разберите задачу 1
на стр. 48.
— Составьте похожую задачу.
Задача. Длина отрезка на карте 15
см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 :
10 000.
— Что означает масштаб 1 : 10 000?
— Давайте ее решим, оформив краткую
запись в виде таблицы.
Решение:
Пусть х (м) — расстояние на
местности.
|
Расстояние |
Масштаб |
На карте На местности |
|
|
15 : х = 1 : 10 000
х = 150 000
150 000 см = 1500 = 1,5 км
(Ответ: 1,5 км расстояние на
местности.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного
материала
1. Практическая работа.
№ 235 стр. 48 (под руководством
учителя).
— Прочитайте задание. Можем сразу
найти расстояние?
— Что нужно знать сначала? (Длину
отрезка на карте.)
— Как узнать длину отрезка на карте?
(Измерить по карте с помощью линейки.)
— Измерьте расстояние на карте. Что
означает масштаб 1 : 100 000? (1 см на карте равен 100000 см или 1000 м или 1
км на местности.)
— Запишем решение.
Решение:Пусть х м — расстояние на
местности.
|
Расстояние |
Масштаб |
На карте На местности |
|
|
2 : х = 1 : 2 000 000
х = 4 000 000
4 000 000 см = 40 000 м = 40 км
(Ответ: 40 км - расстояние на местности.)
2. Работа над задачей.
№ 230 стр. 48
.
— Прочитайте задачу.
— Что известно? Что надо узнать?
— Что означает данный масштаб? (1 см
на карте равен 1 000 000 см, или 10 000 м, или 10 км на местности.)
Решение:
Пусть х м — расстояние на местности.
|
Расстояние |
Масштаб |
На карте На местности |
x |
|
2,5 : х = 1 : 1 000 000
х = 2,5 · 1 000 000
х = 2 500 000
2 500 000 см = 25 км
(Ответ: 25 км на местности.)
VIII. Работа над задачей
№
239 стр.49 (один ученик решает на обратной стороне доски,
остальные — в тетрадях, самопроверка).
— Прочитайте задачу.
— Составьте краткую запись.
— Решите самостоятельно задачу,
составив пропорцию.
Решение:
— Кто закончил раньше, помогите
товарищу, который с помощью сигнальной карточки зовет вас на помощь.
IX. Тест (7 мин)
Вариант I
1. Какая из пропорций верна: а) 2 :
6 = 5 : 15; б) 7 : 8 = 3 : 4; в) 7 : 14 = 8: 15.
2. Неизвестный член пропорции 24 : х
= 12 : 4
а) х = 5; б) х = 8; в) х = 11.
3. Неизвестный член пропорции:
а) х = 12; б) х = 8; в) х = 3.
Вариант II
1. Какая из пропорций верна: а) 5 :
7 = 10 : 15; б) 4 : 7 = 8 : 14; в) 4 : 7 = 7 : 15.
2. Неизвестный член пропорции 28 : х
= 36 : 9
а) х = 7; б) х = 9; в) х = 6.
3. Неизвестный член пропорции:
а) х = 5; б) х = 9; в) х = 8.
X. . Подведение итогов урока
— Что называют масштабом карты?
— Где в практической деятельности
человек пользуется этим понятием?
— Чему равен масштаб чертежа, если
на нем детали увеличены в 5 раз? Уменьшены в 50 раз?
XI.Домашнеезадание: №
231,240п.7