Кружок для девочек "Қыз Жібек"
Пояснительная записка
В современном обществе одной из более актуальных проблем является проблема воспитания молодого поколения, которое будет определять «лицо» общества будущего. Воспитательный идеал в начале 21 века претерпел определенные изменения, но по сути своей остался прежним. Проблема нравственного развития
личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования.
Отсутствие чѐтких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всѐ это реальность, которая окружает современных детей. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
Рабочая программа «Қыз Жібек» состоит из трех модулей: «Этикет», «Стиль», «Рукоделие» и сочетает в себесоциальную и художественно-эстетическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры, поднятие самооценки и развитие творческих способностей.
Программа разработана с учетом законодательно-правовых документов Республики Казахстан:
-Конституция Республики Казахстан;
-Закон «Об образовании в Республике Казахстан»
Программа рассчитана на девочек, учащихся 6-9 классов.
Модуль |
Всего часов |
Теория |
Практика |
«Этикет и социум» |
6 |
3 |
3 |
«Здоровье и стиль» |
7 |
4 |
3 |
«Рукоделие» |
3 |
1 |
2 |
Итоговый конкурс «Мисс Школа» |
1 |
|
1 |
Итого |
17 |
|
|
«Этикет и социум»
Модуль рабочей программы «Қыз Жібек» «Этикет и социум» направлен на формирование у девочек таких качеств,как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях обучающиеся периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершѐнных или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Теоретической базой модуля стали
труды ведущих философов, эстетов и педагогов А. Шемшуриной, Ш. Амонашвили, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. Курочкиной.
Занятия предполагают решение следующих задач:
1. обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование
нравственных чувств;
2. вооружение обучающихся знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
3. формирование воспитанности;
4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путѐм организации их практической деятельности;
5. организация нравственного самовоспитания обучающихся;
6. формирование у обучающихся умения оценивать своѐ (и окружающих) поведение с точки зрения
принципов нравственности.
Ожидаемые результаты
Получив знания по данным темам, обучающиеся должны:
- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдать школьный этикет;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыкови формы подведения итогов:
- наблюдение за ребенком на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина.
Темы, входящие в модуль «Этикет и социум»:
«Здоровье и стиль»
Подростковый возраст – это непростая пора, как для самих подростков, так и для их окружающих. Одним из сопутствующих явлений, свойственных этому возрасту, является поиск себя и средств самовыражения. Ну а что является самым доступным инструментом для демонстрации своего внутреннего Я? Конечно же, стиль: одежда, прическа, макияж. Стиль для подростков-девочек, определенно, особенно важен. Для подростков крайне важно отождествлять себя с социумом. Быть не как все – это, пожалуй, худшая доля для ищущего себя маленького человека. Здесь можно наблюдать интересный парадокс, с одной стороны, подросток хочет выделяться и самовыражаться, а с другой – не хочет отличаться от сверстников. К сожалению, это очень часто приводит к плачевным результатам и плохо отражается как на психическом, так и на физическом здоровье. Девочки-подростки бросаются из одной крайности в другую и выглядят либо вульгарно, либо становятся похожи на бесполое существо. Поэтому очень важно объяснить девушкам, что нужно проявлять индивидуальность и самовыражаться, но при этом есть такое понятие как «вкус» и не стоит забывать о том, что существуют определенные правила стиля. Модуль рабочей программы «Қыз Жібек» «Стиль» направлен на формирование у девочек таких качеств как, хороший вкус, чувство стиля, умение себя подать. Теоретической базой модуля стали труды специалистов в области моды и стиля: А. Васильева, Э. Хромченко, Н. Гарсии, Н. Найденской, И. Трубецковой.
Цель: помочь формированию эстетических знаний, воспитанию хорошего вкуса.
Занятия предполагают решение следующих задач:
1. вооружение обучающихся знаниями о различных стилях;
2. формирование знаний о типах фигуры и умений исходя из этих знаний подбирать одежду;
3. формирование привычки задумываться о своем внешнем виде;
4. формирование у обучающихся умения оценивать свой(и окружающих) внешний вид с точки зрения
принципов стилистики.
Ожидаемые результаты
Получив знания по данным темам, обучающиеся должны:
- усвоить основные понятия данного направления: стиль, мода, хороший вкус;
- иметь четкое представление о том, кто может называться стильным человеком, человеком с хорошим вкусом;
- соблюдать школьный деловой стиль;
- знать виды стилей и уметь их отличать;
- уметь разбираться в типах фигуры, знать свой тип и правильно подбирать одежду;
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения
итогов:
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина.
Темы, входящие в модуль «Здоровье и стиль»:
«Рукоделие»
Декоративно - прикладное непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Модуль рабочей программы «Қыз Жібек» «Рукоделие» помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания обучающихся, получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Целью данной программы является развитие художественно-эстетического вкуса учащихся, углубление и расширение знаний о развитии и создании костюма через организацию исследовательской деятельности, самостоятельного решения по созданию целостного образа костюма.
Основные задачи программы:
в обучении:
- изучить различные виды и техники в ручном творчестве;
-изучить законы, средства и элементы построения композиции
-овладеть образно-ассоциативным подходом в творчестве создания костюмов
-изучить стилевые направления истории костюма различных эпох
-научить использовать полученные знания для решения проектных и творческих задач
-содействовать накоплению практических умений, художественных навыков
-развивать технологическую грамотность, творческое мышление, интеллектуальные способности, самостоятельность, активность
в воспитании:
-воспитывать аккуратность,эстетический вкус, трудолюбие, развивать потребность в творческой деятельности.
-развивать чувство ритма, при изучении основ хореографии, знания помогут обучающимся выставлять коллекции создаваемой одежды, на показах мод.
в оздоровлении:
- обеспечить эмоциональное благополучие ребѐнка в коллективе;
-укрепление психического равновесия.
В результате освоения программы учащийся должен:
- знать различные техники ручного творчества;
- уметь применять знания в самостоятельной творческой работе;
- использовать на практике полученные знания, владеть художественно-графическими знаниями и умениями оформления эскизов;
- уметь грамотно использовать информацию о моде для проектирования единичных изделий и коллекции современной
одежды.
Темы, входящие в модуль «Рукоделие»:
1. Хобби-полезное и приятное.
2. Подарки своими руками.
3. Украшаем дом – создаем уют.
План работы
кружка "Кыз жибек"
на 2016-2017 уч.год
№ |
Тема |
Дата |
1. |
Девушка и этикет. |
28.09.2016 |
2. |
Взаимоотношения девушки в семье. |
12.10.2016 |
3.
|
Женщины в истории. Положение женщин в обществе. Конституция РК. |
26.10.2016 |
4. |
Женское здоровье. Личная гигиена. |
09.11.2016 |
5. |
Хобби-полезное и приятное. |
23.11.2016 |
6. |
Украшаем дом – создаем уют. |
07.12.2016 |
7. |
Школа красоты и стиля. |
21.12.2016 |
8. |
Подарки своими руками. |
04.01.2017 |
9. |
Девушка и спорт. |
18.01.2017 |
10. |
Современные субкультуры в обществе. |
01.02.2017 |
11. |
Методы личностного развития. |
15.02.2017 |
12. |
Юная хозяюшка. Чистота дома. |
01.03.2017 |
13. |
Любовь как высшее человеческое чувство. Культура поведения влюбленных. Основные виды и признаки насилия. |
15.03.2017 |
14. |
Стиль одежды. Как правильно одеваться. |
29.03.2017 |
15. |
Чего я хочу? Учимся ставить себе цели. |
12.04.2017 |
16. |
Профориентация для девушек. |
26.04.2017 |
17. |
Итоговый конкурс «Мисс Школа» |
13.05.2017 |
Руководитель кружка: Никитина Ю. А.
Үйірме "Қыз Жібек"
Үйірменің мақсаты: өскелең қыздардың этикалық мәдениетін, адамгершілік құндылықтарын дамыту.
Міндеттері:
-оқушыларды жалпы адамзаттық нормаларға,рухани құндылықтарға тәрбиелеу;
-өзін құрметтеуге үйрету, өз-өзіне, өз күшіне сенуге және
шығармашылық мүмкіндіктерін дамыту;
-өзгенің көзқарасын құрметтеуге, оның ұстанымын сыйлауды ұғындыру;
-сыпайылық ережелерімен таныстыру және жақсы әдептерді әдетке айналдыру өздерін жалпы қабылданған нормаларға сәйкес қоғамда да, үйде ұстай білуге үйрету;
-өзін-өзі бақылау тәсілдеріне үйрету және өзін-өзі тәрбиелеу;
-адамгершілік құндылықтарды бойына сіңіре білуге үйрету, жалпы адамзаттық құндылықтар мен мейірімділікке тәрбиелеу.
-денсаулық сақтау негіздерімен және аурулар профилактикасымен таныстыру.
-оқушыларда неке-отбасы қатынастары туралы түсінік қалыптастыру
Жұмыс нысандары мен әдістері
1.Жағдайды бақылауға арналған ойын әдістері
2.ғылымижәне публицистикалық мәтіндермен жұмыс (өз бетімен оқу және ұйымдастыру,түсіну арқылы талқылау - семинарлар)
3.пікірталас, әңгіме, дәріс;
4. Тақырып құрылымы және гипотезаларды тексеру ( тәжірибені талдау, жағдайлар мен құбылыстар, тәжірибені пайымдау және ғылыми мәтіндер)
2016-2017 оқу жылына арналған «Қыз Жібек» үйірмесінің жоспары
№ |
Тақырыбы |
Күні,айы, жылы |
Мақсаты |
1 |
Қыз этикасы |
05.10.2016ж |
Қыздардың этикалык-эстетикалық мәдениетін қалыптастыру |
2 |
Қоғамдағы әйел орны |
19.10.2016ж |
Қыздардың бойында өзіне деген сенімділікті қалыптастыру |
3 |
Отбасындағы қыздың рөлі |
02.11.2016ж |
Ата-анасымен және бауырларымен жақсы қарым-қатынаста болуға тәрбиелеу |
4 |
Денсаулық және жеке гигиена |
16.11.2016ж |
Кыздарды жеке гигиена шараларына уйрету(медицинаық қызметкермен ) |
5 |
Белсенді оқушы |
30.11.2016ж |
Қыздарды мектепішілік қоғамдық іс-шараларға атсалысуга шақыру |
6 |
Тарихта қалған әйелдер |
14.12.2016ж |
Қыздары білімді,жан-жақты болуға баулу.Тарихтағы белгілі әйел-тұлғалармен таныстыру |
7 |
Зорлық-зомбылыққа жол жоқ |
28.12.2016ж |
Алғашқы қорғаныс тәсілдерін үйрету(арнайы маманмен) |
8 |
Спорт-денсаулық кепілі |
11.01.2016ж |
Қыздардың спортпен белсенді түрде шұғылдануға тәрбиелеу |
9 |
Физиологиялық дамудағы ерекшеліктер |
25.01.2016ж |
Қыздарды жыныстық жетілуге психологиялық тұрғыдан дайындау |
10 |
«Армансыз адам-ормансыз бұлбұл» |
08.02.2016ж |
Үлкен істердің армандаудан,мақсат қоюдан басталатынын түсіндіру |
11 |
Хобби-пайдалы әрі жанға жайлы |
22.02.2016ж |
Жанға жағымды пайдалы істермен шұғылдануға баулу |
12 |
«Қыз өссе-елдіңкөркі» |
09.03.2016ж |
Қыздарды ізгілікке,мәдениеттілікке тәрбиелеу |
13 |
Менің болашақ мамандығым |
22.03.2016ж |
Жалпы мамандықтармен таныстыру,бағдар беру |
14 |
Мәдениет пен дәстүр |
05.04.2016ж |
Салт-дәстүрді сақтауға баулу |
15 |
Балаң сезім |
19.04.2016ж |
Балалық сезімдерін тануға көмектесу |
16 |
Құрбым-жан құрбым |
03.05.2016ж |
Құрбылар арасындағы достықты бағалауға баулу |
17 |
Жазғы демалысқа жоспар |
17.05.2016ж |
Жазғы демалыстарын пайдалы етіп өткізуге бағдар беру |
Руководитель: Абылова С. Т.